Система IP/SIP-домофонии может быть простой, а может – на удивление сложной. Чем можно ограничиться, а чем не следует пренебрегать: информация от экспертов индустрии.
Цифровые технологии стремительно проникают во все сферы нашей жизни. Аналоговые домофоны и прочие переговорные устройства уже давно не отвечают требованиям, предъявляемым современными потребителями. Им на смену приходят более функциональные, а порой и более защищенные технические решения. Причем их стоимость активно снижается с каждым годом. Очень часто все новое, включая многообещающие технологические новинки, вызывает недоверие или поначалу отпугивает пользователя своей кажущейся сложностью. Очень скоро решение приживается, и мы все дружно думаем: «Как же мы раньше без этого обходились?». И впрямь: разве могло быть как-то иначе?
Сегодня мы постараемся внести ясность в одно из таких инновационных направлений, как IP/SIP-домофония, а также ответим на основные вопросы, с которыми сталкиваются владельцы загородных домов, обратившие свои взоры в сторону такого решения:
- Что такое IP-домофония и в чем заключаются ее преимущества?
- Что такое протокол SIP и почему его поддержка домофоном так важна?
- Что должно входить в комплект IP/SIP-домофонии?
- Сложно ли коммутировать IP/SIP-домофон с другими устройствами?
- До каких границ можно расширить возможности обычного IP/SIP-домофона?
Что такое IP-домофон и кому нужны его преимущества
Полностью заменяя собой по функциям классические аналоговые переговорные устройства (в лице хорошо знакомого нам аудио и видео домофона), IP-домофоны используются для передачи голоса и видео через локальные компьютерные сети и Интернет. При этом они способны становиться частью современного телекоммуникационного пространства, начиная с уровня компьютерной сети внутри дома и далее вплоть до сетей масштаба города. В результате владелец такой системы получает принципиально иной уровень возможностей и комфортных «фишек».
Современная система IP-домофонии чаще всего представлена двумя основными типами оборудования:
- Вызывными панелями, т. е. тем, что устанавливается на калитку, ворота или подъезд. Они бывают одноабонентскими и многоабонентскими.
- Внутриквартирными мониторами или аудиокоммуникаторами – эти устройства устанавливаются внутри дома и предназначены для приема видео или аудиовызова от панели на калитке или воротах. Сразу оговоримся, что роль абонентского устройства в случае с нормальной IP-домофонией может выполнять и смартфон, и любой IP-телефон.
Это некий минимальный набор, который позволит нам вызвать абонента и ответить на звонок. Причем понятия территориальных ограничений в IP-домофонии просто не существует. Вызывная панель может стоять на калитке в Подмосковье, а IP-монитор где-то в Крыму, и это никак не скажется на качестве работы, если канал интернета обладает достаточной пропускной способностью.
Вообще, по сравнению с оборудованием прошлого поколения, система IP/SIP домофонии позволяет:
- Контролировать доступ в помещение, назначать временные коды доступа для гостей, а также открывать им двери по команде владельца, если он находится за многие километры от дома;
- Использовать в качестве ключа множество средств идентификации, включая мобильный телефон и транспортные карты;
- Переадресовывать вызовы с вызывной панели на стационарные и мобильные телефонные номера, а также на мобильные приложения;
- Легко коммутировать между собой почти неограниченное количество конечных устройств, например, IP-видеомониторов или IP-телефонов в соседних подъездах или коттеджах;
- Выступать в качестве IP-видеокамеры во всех местах, где они установлены.
А кроме того IP-монитор в доме позволит:
- Просматривать видеотрансляцию и архив с IP-камер видеонаблюдения;
- Удаленно управлять системами умного дома и «жизнеобеспечения» здания через облачные сервисы и мобильные устройства, снимать показания с датчиков;
- Поддерживать связь с охранными и диспетчерскими службами поселка;
- Даже заказывать пиццу и такси…
По сути, IP-домофоны – это специализированные компьютеры, имеющие выход в локальную сеть и Интернет. Ближайшими родственниками IP-домофона являются IP-телефон/видеотелефон и IP-камера. Строго говоря, IP-домофон является воплощением и того и другого. Все эти устройства, как мы понимаем, сетевые, и это качество является решающим, так как открывает перед их владельцами неограниченные возможности в плане удаленного управления системой, а также ее интеграции с прочими коммуникациями современного дома.
Многие пользователи нашего портала скептически относятся к IP-домофонии – дескать, обычный и сравнительно недорогой аналоговый домофон обладает всеми необходимыми функциями – покажет вам кто пришел и позволит дистанционно открыть дверь. Так зачем же переплачивать за более сложное устройство?
Действительно, аналоговые домофоны выполняют базовые функции и справляются с этим не хуже цифровых собратьев. С этим мнением трудно не согласиться, когда потребности пользователя ограничены примитивным функционалом. Если все, что необходимо – это принимать вызовы на монитор без претензий к качеству картинки, а также дистанционно открывать входные двери, то можно спокойно пользоваться стандартной аналоговой системой.
Однако без современной IP/SIP системы вам не обойтись, если вы хотите получить от своего интеркома нечто большее, например:
- Возникает необходимость «завязать» в единую систему большое количество устройств (IP-камеры, датчики, несколько мобильных телефонов и т. д.) и одновременно избавиться от огромного количества проводов – унифицировать все в пределах витой пары;
- Требуется вести видеозапись с точки установки домофона;
- Появляется потребность в переадресации видеозвонков на мобильные телефоны;
- Хочется удаленно со смартфона просматривать все, что происходит или происходило в зоне около калитки: кто и когда приходил, что говорил и т. д.;
- Первостепенной задачей становится построение многофункциональной системы «Умный дом» с единым центром управления и т. д.